Недокрут и перекрут лодочного мотора. Причины и последствия
Лодочный мотор – сердце вашего водномоторного комплекта и его исправная работа – залог безопасности и комфорта. Однако, рано или поздно, каждый водномоторник сталкивается с ситуацией, когда мотор начинает вести себя непредсказуемо: не стабильно работает, падает мощность, увеличивается расход топлива и тд и тп…
В данной статье попробуем разобраться с очень важными проблемами, с которыми может столкнуться любой водномоторник - недокрут и перекрут лодочного мотора:
- Насколько серьезные эти проблемы?
- Какие причины и последствия?
- Как определить и как бороться с недокрутами и перекрутами?
Диапазон рабочих оборотов лодочного мотора
Все производители лодочных мотор в паспорте указывают диапазон рабочих оборотов. У разных моторов эти показания отличаются, например: 5000-6000, 4800-5500 или 5200-5800 и тд…Что это значит?
Это значит, что при полностью открытом газе, лодочный мотор должен работать в заданном диапазоне оборотов!
- В рабочем диапазоне КПД мотора будет максимальным!
- В рабочем диапазоне мотор выдает всю свою мощь и крутящий момент без нагрузки на силовой агрегат!
- В рабочем диапазоне вы получите максимальную топливную эффективность!
Почему так происходит?
На самом деле причин недокрута и перекрута может быть множество:
- Угол дифферента мотора
- Высота погружения антикавитационной пластины
- Неправильная развесовка груза в лодке
- Проблемы с самим мотором, со свечами, с карбюратором, с зажиганием, с дроссельной заслонкой и тд и тп…
Все эти причины мы во внимание не берем и по умолчанию считаем, что все у нас правильно настроено и нет никаких технических неполадок. Так как в 99% случаях причиной недокрутов и перекрутов является неправильно подобранный гребной винт!

Шаг гребного винта
Для начала вспомним теорию!Шаг винта - это одна из основных технических характеристик гребного винта - это расстояние, которое винт проходит за один полный оборот (360°) в плотной среде, без учёта проскальзывания. Шаг винта измеряется в дюймах.
Важно: из-за сопротивления среды и проскальзывания (обычно 10–20% для глиссирующих лодок) реальное расстояние меньше, но шаг винта остаётся ключевой характеристикой, определяющей работу винта
Шаг винта подбирается под конкретный комплект лодка + мотор и очень сильно зависит от габаритов, конструкции, веса и непосредственно загрузки лодки. На разных лодках один и тот же лодочный мотор дает разные динамические показатели. Поэтому сказать заранее о необходимом шаге винта невозможно! Один и тот же мотор с одним и тем же винтом на разных лодках будет крутится по-разному!
Чем больше шаг винта, тем большее расстояние он преодолевает за один оборот, такие винты называют «скоростные или легкие». Винты с меньшим шагом называют «грузовые или тяжелые».
Основная цель в подборе гребного винта — дать возможность работать мотору в его нормальном рабочем диапазоне оборотов, выдавать свою полную мощность и крутящий момент.

Для понимания, как влияет шаг винта на недокрут и перекрут - проведем аналогию с автомобилем.
Вы едите на машине на механической КПП, и пытаетесь на 1-й передачи разогнаться, к примеру 30 км/ч. Что происходит - мотор ревет, надрывается, обороты зашкаливают. Это и есть ПЕРЕКРУТ.
Ситуация обратная, на 5-й передачи пытаться ехать те же 30 км/ч или едите по прямой на 5-й передачи и надо подняться в гору. Если ничего не предпринимать, мотор зачахнет и скорее всего заглохнет. Здесь мы получаем НЕДОКРУТ.
Скорость в обоих примерах вроде одинаковая, но двигателю не всё равно - дело в передаточных соотношениях.
С лодочным мотором всё тоже самое. На больших лодках роль коробки передач может выполнять дистанционное изменение угла атаки лопастей гребного винта, на небольших лодках мы можем играть нагрузкой на мотор, только переставляя сам винт. В зависимости от веса и загруженности лодки, мотору требуются разные «передачи» и меняя шаг винта мы как бы переключаем скорости на повышенную или пониженную.

Тахометр лодочного мотора
От опытных водителей зачастую можно услышать такое мнение, что по звуку, по работе мотора можно определить обороты двигателя.На лодочных моторах это точно не работает! Попробуйте, с полностью выжатым газом, на полном ходу, с ветерком определить сколько у вас крутится двигатель - это просто не реально!
Только снятие показателей с тахометра, при полностью открытом газе, можно точно подобрать винт под ваши задачи!На лодках с мощными моторами с дистанционным управлением — тахометры врезаются в приборную консоль.
На небольших корпусных лодках и на лодках ПВХ с румпельным управлением тахометр можно установить самостоятельно. И не обязательно приобретать тахометр за какие-то большие деньги. Даже самый простой вариант за 300-500 рублей решит вам все задачи с подбором винтов.

Устанавливаются такие тахометры за 10 минут и не требуется специальных знаний. Провод от тахометра наматывается на свечной бронепровод (делается 4-6 витков) и фиксируется изолентой. Сам тахометр закрепляется в любое удобное место, обычно на румпеле. Установка закончена!
Кстати, помимо того, что вы будете знать, на каких оборотах работает ваш двигатель, тахометр покажет вам еще и наработку вашего мотора, так как большинство современных тахометров для ПЛМ оснащены счетчиком моточасов.
Почему штатный винт не всегда подходит под комплект лодка + мотор?
Приобретая лодочный мотор, производитель устанавливает на него винт с усредненными показателями, для крейсерского режима передвижения при средней загрузки лодки и при этом указывает диапазон допустимых винтов, точнее диапазон шага винтов.
Для примера, рассмотрим двухтактный лодочный мотор Tohatsu 18. Допустимый диапазон винтов, который производитель рекомендует использовать - от 6 до 11,5 дюймов. А штатно на моторе устанавливается винт с 9-м шагом. Устанавливая данный мотор со штатным винтом на разные лодки, мы увидим совершенно разную картину.
Пример №1.
На небольших лодках, длиной до 400, с минимальной загрузкой, 9-й винт, с большой вероятностью, будет уходить в «перекрут», так как лодка для этого винта будет слишком легкая. Поэтому, в этом случае надо увеличивать шаг винта до 10-го или 11-го. Если же мы эту лодку хорошо подгрузим, то штатный винт будет работать уже в рабочем диапазоне.
Пример №2
На лодках длиной от 400 и более, штатный винт с 9-м шагом будет отрабатывать скорее всего корректно - в рабочем диапазоне (при минимальной и средней загрузке). Но, при полной загрузке, винт с большой долей вероятности уйдет в «недокрут». Скоростному винту будет тяжело тащить загруженную лодку и надо «включать пониженную передачу», то есть уменьшать шаг винта на 8-й или даже 7-й.
Только экспериментальным методом, непосредственно на воде, со снятием показаний тахометра можно подобрать оптимальный гребной винт под ваш комплект лодка + мотор.Для моторов от 10 л.с. и более, один винт не может выполнить все задачи, универсального решения здесь нет и быть не может! Как минимум 2 винта в комплекте водномоторника должно быть всегда: грузовой винт с меньшим шагом для максимальной загрузки и скоростной винт с большим шагом для более облегченной лодки.
На заметку! В среднем, изменение шага винта на 1 дюйм в большую или меньшую сторону, дает изменение на 200 - 300 оборотов. То есть, при перекруте, увеличивая шаг винта на 1 дюйм, мы понижаем обороты на 200 – 300 единиц. При недокруте – уменьшая шаг винта на 1 дюйм – повышаем обороты на 200 – 300 единиц.
Перекрут лодочного мотора – причины и последствия
Перекрут - это состояние, когда мотор работает слишком быстро, при этом нагрузка на него оказывается недостаточной. Это значит установлен винт с маленьким шагом или слишком «легкий» винт. Мощность мотора избыточна для такого винта, значит, нужно установить винт с большим шагом.Самым нежелательным явлением для двигателя является именно перекрут — превышение максимально допустимых паспортных оборотов. Перекрут вызывает огромные нагрузки на узлы мотора, на которые производитель не рассчитывал. При этом нарушается внутренняя работа смазочного механизма. Из-за чрезмерно больших оборотов, нарушается целостность масляной пленки, покрывающая детали, задиры поршней и цилиндров, разрушение деталей ДВС — обычное дело, если мотор работает в режиме перекрута.
Кроме этого, перекрут существенно повышает нагрузку на редуктор и винт и может спровоцировать повреждение пропеллера или других элементов системы привода.
И конечно, ни о какой топливной экономичности в режиме перекрута говорить не приходится, расход топлива будет максимальным!
Недокрут лодочного мотора – причины и последствия
Недокрут - это состояние, когда мотор работает слишком медленно и не развивает полной мощности. Это говорит о том, что мотору тяжело вращать установленный винт. Значит, у этого винта слишком большой шаг и ему тяжело его толкать. Следовательно, необходимо установить более «грузовой винт» с меньшим шагом.Нагрузка на мотор в режиме недокрута, когда винт не может развивать оптимальных оборотов будет почти такой же, как при «перекруте», но уже по обратной причине.В режиме недокрута мотор не развивает достаточную мощность, поэтому всегда будут потери в скорости. Двигатель, работающий в режиме недокрута, потребляет больше топлива, чем при оптимальной нагрузке. Это связано с тем, что он вынужден работать с большей нагрузкой, чтобы достичь нужной скорости.
Недокрут может привести к перегреву элементов двигателя. Так как мотор работает на недостаточно высоких оборотах, охлаждение будет неэффективным. При продолжительной работе на подобных нагрузках возможен перегрев двигателя!
В целом, недокрут лодочного мотора может иметь серьезные последствия для работы мотора и кошелька владельца.
Кстати, эксперименты с винтами на слабосильных моторах до 8 л.с. крайне неэффективны и дают минимальный эффект или не дают его вовсе! Так как, на многих слабосильных моторах есть возможность установки только винта с одним диаметром и шагом. На небольших моторчиках перекрут — довольно редкое явление, чаще встречается обратное — недокрут, как следствие выбора слишком большой и тяжелой лодки для данного мотора.
Важно понимать, что перекрут и недокрут – это не просто проблемы, с которыми можно жить, а серьезные неисправности, требующие незамедлительного решения, так как серьезно сокращают ресурс мотора и ведут к серьезным дорогостоящим ремонтам! И чем более мощный лодочный мотор, тем более актуален для такого мотора контроль оборотов и подбор винтов!
Приглядывайте за своими моторами! Всем комфортного и безопасного отдыха на воде!
Наш телеграм-канал Яросама
- Комментарии
Загрузка комментариев...


